Фильм "Рождающие музыку: гитара."
Создание гитары, а тем более, уникальной, имеющей свой неповторимый характер, не только способной полноценно звучать в больших концертных залах, увлекая слушателей своим удивительным звуком и часами удерживая в плену своего очарования множество людей, но и дающую гитаристу поистине необыкновенные возможности и необозримую палитру самых изысканных выразительных средств - великое искусство. И не так много во всем мире тех, кто в полной мере владеет этим искусством, точно так же, как немного и тех, кто способен извлекать из таких великолепных инструментов все таящиеся в них сокровища. И так было всегда - играют на гитаре очень многие, но тех, кто играет так, что это невозможно забыть, очень и очень мало. И это не зависит от страны - таланты "распределены" везде примерно одинаково. Другое дело, если великий талант гитарного мастера встречается с таким же огромным талантом гитариста - Гитариста с большой буквы, вот тогда и начинает рождаться настоящее Чудо Великой Музыки...
"Я Мигель Родригес - гитарный мастер. Завещаю своему другу и величайшему музыканту Пепе Ромеро стать хранителем моей последней гитары "Милагрес". И хранить её до тех пор, пока он не найдет для неё русского музыканта..."
Вот так интригующе начинается этот фильм, рассказывающий о последней гитаре выдающегося испанского мастера Мигеля Родригеса, сделанной им за два года до смерти и переданной на хранение не менее выдающемуся человеку - музыканту и гитаристу с мировым именем Пепе Ромеро с условием когда-нибудь обязательно найти для неё именно русского гитариста и отдать её ему. Это как бы лейтмотив фильма, его основная тема, вокруг которой он развивается. Но фильм не только об этом.
В нем рассказывается и о других мастерах, об их взглядах, мировоззрении, об их редчайшем искусстве и их гитарах. Очень много интересного рассказывает наш российский гитарист-виртуоз Юрий Нугманов, сам и в беседах с Пепе Ромеро, и звучит много музыки, исполняемой, в том числе, и этими двумя гитаристами.
И надо сказать, что этот фильм во многом очень верный и точный, создающий глубокое ощущение сопереживания происходящим событиям и причастности к необыкновенному искусству мастеров, участвующих в нем, как тех, кто создает эти уникальные инструменты ручной работы, так и виртуозов, играющих на них и рождающих своим искусством феерическое, неуловимое и удивительное, появляющееся и тут же исчезающее чудо Музыки, возникающее прямо под их пальцами здесь и сейчас.
Мы предлагаем Вам прямо сейчас, не читая эту статью дальше, погрузиться в просмотр этого фильма. И лишь после того, как Вы посмотрите его до конца, продолжить читать.
Ну а теперь, когда, надеемся, фильм просмотрен, можно немного поговорить о нем подробнее и обсудить его.
Ну во-первых, сам фильм, конечно же, вызывает очень хорошие чувства. Он несомненно снят с большой любовью к музыке и к гитаре. В нем масса совершенно правильно поданных моментов об этом инструменте и о гитаристах, о которых там рассказывается. И такие фильмы очень нужны, потому что они приобщают к очень редкому в наше время, очень тонкому искусству настоящей музыки. Но не только для непрофессионала он интересен, его также не пропустит и профессиональный музыкант. И это очень хорошо, что появляются такие глубокие и содержательные фильмы о музыке и музыкальных инструментах.
Но вот, что, на наш взгляд, не очень понравилось в нем. В общем и целом позитивном впечатлении от фильма, скажем всего о двух таких моментах:
В процессе просмотра фильма у непосвященного в гитарный мир зрителя может возникнуть впечатление, что Пепе Ромеро и Юрий Нугманов - звезды одной величины. Ведь они не только достаточно плотно общаются, но и тепло дружат. Но это не совсем так. Действительно, многие музыканты и дружат друг с другом, и тем более широко общаются друг с другом по самым разным вопросам. Но это вовсе не означает, что они могут быть одного уровня дарования и веса. В музыке нет и быть не может такого разделения: вот музыканты экстра уровня и они общаются только между собой, а вот те, кто масштабом поменьше и их круг общения - удел этой музыкантской когорты и т.д.
Нам показалось, что фильм несколько неверно построен и не дает верного представления о том и другом музыканте. В нем в ряде моментов как бы перехлестывает через край некоторая доля преувеличенной рекламы Юрия Нугманова. С одной стороны Пепе Ромеро - это действительно, корифей гитары в полном смысле этого слова. Это признанный Мэтр музыки и ярчайшая звезда мирового гитарного небосклона.
С другой стороны Юрий Нугманов, являясь, без сомнения, большим музыкантом, все же, на наш взгляд, не дотягивает пока до подобной величины. Нугманов все-таки гитарист российского масштаба, но никак пока не мирового. По фильму же получается почти что полное родство ролей этих двух разных музыкантов.
Для нас конечно же очень приятно, что в фильме практически выставлен знак равенства между ними и возникает гордость, что и у нас тоже есть очень хорошие музыканты - настоящие большие музыканты мирового уровня. Да есть, это правда, и не только в лице Юрия Нугманова! Но все же, справедливости ради, не стоит перебарщивать с этим. Пепе Ромеро - это Пепе Ромеро, и переоценить масштаб этого действительно по самым высоким мировым меркам выдающегося музыканта просто невозможно! А Юрий Нугманов - это Юрий Нугманов. Это музыканты разных весовых категорий и заслуг, и так просто приравнивать их между собой будет все-таки не совсем корректно.
В фильме прозвучала мысль о том, что настоящая мастеровая гитара самого высокого класса не облегчает игру гитариста на ней, а наоборот, усложняет, потому что высвечивает все, даже самые незначительные, недостатки его игры, как под увеличительным стеклом.
Действительно, существует такая точка зрения. Это тоже мягко говоря не совсем так. Это так сказать, один из мифов гитарного мира. И было время когда автор этой статьи тоже верил в это.
Но давайте вдумаемся - а так ли это, или может быть этот тезис не верный? Вы только представите себе: музыканты подчас кладут все свои силы и средства на то, чтобы получить в свое владение как можно более классный инструмент.
И что же они получают при этом? Получается, что получают некую "норовистую лошадь", которая только о том и думает, чтобы сбросить своего седока или устроить ему какие-то другие проблемы. То есть, инструмент не только не помогает в игре, не сотрудничает с музыкантом, не является ему, так сказать, другом и соратником, поддерживая его, делая его игру выразительнее, эффектнее, ярче, украшая его исполнение своими более мощными возможностями, улучшая и облегчая его технику и сглаживая недостатки, которые есть у любого, даже самого выдающегося музыканта (мы же все-таки люди, а не боги), а напротив мешая ему, упрямясь и взбрыкивая!
Представите, что тот же Стив Вай выйдет играть на "тугом" и плохо управляемом инструменте, который портит его технику и разваливает игру, не давая играть легко и свободно?!! Это просто невозможно!
К слову сказать, один из самых выдающихся пианистов 20 столетия Артуро Бенедетти Микеланджели, если ему, не удавалось легко и ритмично сыграть трель на рояле или не получалось ровное крещендо в каком-нибудь пассаже, то пианист, не сомневаясь в себе и в свой технике, тут же лез разбирать клавиатуру и репетиционный механизм рояля, полностью убежденный что проблема не в нем самом, а исключительно в инструменте!
Так почему же с гитарой должно быть как-то иначе?
На самом деле превосходный инструмент, потому и превосходный, что помимо уникального звука, он еще и предельно удобен в игре, он в полном смысле слова помогает своему хозяину, сотрудничает с ним. Как бы создается своеобразный тандем гитара-гитарист, как некая синергетическая система, каждое из звеньев которого не может полноценно существовать без другого, а вместе они усиливают друг-друга совсем не в два раза, а... даже и не знаю, как сказать во сколько, чтобы не напугать читателя или не показаться ему лжецом! Но этот тандем, действительно, начинает работать удивительным образом.
Именно поэтому Алексей Архиповский играет на балалайке мастера Налимова 1903 года. Значит, есть причины для этого. Значит, есть уникальные качества у этого инструмента. А ведь мог бы играть на гораздо более новом инструменте.
Все гитаристы, кто прикасался к гитаре самого Томми Эммануэля в один голос утверждают, что играть не ней необыкновенно легко и комфортно, и то, что никак не получается на других гитарах этой же подписной серии, легко получается на ней!
Именно поэтому Андрес Сеговия заставил в свое время выдающегося немецкого гитарного мастера Генриха Хаузера снова и снова создавать для себя инструмент за инструментом. В итоге, мастер сделал для Маэстро более десятка гитар, совершенствуя и совершенствуя свое мастерство и стараясь воплотить в них то, что хотел величайший гитарист. Так продолжалось до тех пор, пока гитара не устроила Сеговию полностью. И что в итоге? А в итоге, этот инструмент был назван лучшей гитарой 20-го столетия!
Мне и самому не раз доводилось "пощупать" очень хорошие мастеровые гитары выдающихся испанских мастеров - того же Рамиреса или Контрераса... И всегда первое, что бросалось в глаза (вернее в руки) - что пальцы на этих гитарах вдруг просто-таки сами начинали летать по грифу с невероятной, непривычной скоростью, все удалосьгораздо легче, чем обычно, а музыка начинала ТАК звучать, что просто закачаешься. То есть, инструмент не мешал, а помогал в игре!
На собственном опыте могу смело утверждать, что расхожая легенда о том, что выдающийся инструмент не облегчает, а усложняет для музыкант жизнь - абсолютно не соответствует правде! И не стоит попадаться на этот миф. Особенно, если вы только еще учитесь играть на гитаре!
Что ж, вот такие мысли возникли после просмотра этого фильма...