Что может гитара – тремоло

Многие мечтают научиться играть на гитаре тремоло. А вы знаете, что такое тремоло? Прием сложный, но с очень интересными возможностями! Самые красивые произведения для акустической и классической гитары используют как раз этот удивительный прием. Мы неоднократно сталкивались с тем, как тремоло вводит в заблуждение людей несведущих в гитаре.

Из книги Сергея Газаряна "В мире музыкальных инструментов"

Что может гитара - тремолоВ зале библиотеки иностранной литературы в Москве шла лекция о гитаре, о наших и зарубежных исполнителях. Рассказ лектора сопровождался записями. Перед началом очередного произведения лектор объявил исполнителя – выдающегося советского гитариста Александра Михайловича Иванова-Крамского. А когда запись кончилась, один из слушателей поднял руку и спросил:

- Простите, а кто исполнял партию мандолины?

По залу прокатились смешки: наивность новичка развеселила искушенных. Но лектор не улыбнулся. Он терпеливо объяснил, что и гитара, и мандолина звучали в руках одного-единственного исполнителя. Точнее, мандолины просто не было, за нее – и одновременно за себя – выступала одна гитара. Ей это ничего не стоило. Хотя исполнителю, конечно, стоило многолетнего труда.

У меня есть очень интересная запись. Иногда я проигрываю ее новому гостю, а потом спрашиваю, что там звучало. Называют, кроме гитары, клавесин, барабан, тамбурин, кастаньеты и даже флейту. Но вы уже догадываетесь, конечно, что ничего этого не было. А была одна гитара. Аргентинская гитаристка Мария Луиза Анидо исполняла "Вариации на тему Хоты" испанского композитора Франциско Тaрреги.

Но и в этом произведении гитара не исчерпала себя, если говорить о ее возможностях, а не сравнивать музыкальные пьесы. Российский гитарист и композитор Никита Кошкин сочинил сюиту, которая называется "Игрушки принца". Обычных нотных знаков ему не хватило, чтобы ее записать. Сплошь и рядом в нотном тексте встречаются какие-то треугольники, квадратики, крестики, прямые и волнистые линии, а внизу, в примечаниях, рассказывается, как все эти знаки понимать и как их исполнять. И когда мне встретилось примечание, как имитировать на гитаре стук копыт лошади, я понял, что вряд ли знаю возможности гитары до конца. А вдруг в следующем произведении Кошкина будет еще что-нибудь совершенно уж неожиданное?

Кое-кто относит изыскания Никиты Кошкина к трюкам, не вполне свойственным гитаре, хотя звучат они эффектно. Но даже если бы этих трюков вовсе не было, бесспорным остается то, что гитаре доступно многое, доступны сложные и серьезные произведения. И идти к вершинам мастерства нужно много лет, отдавая гитаре по нескольку часов в день....

Сергей Газарян

____________________

А теперь послушайте удивительное произведение для классической гитары выдающегося парагвайского гитариста и композитора Августина Барриоса Мангоре "Хвала Всевышнему Богу" ("Una Limosna рог el Amor de Dios"), в котором используется тремоло.

Играет Вячеслав Шувалов (Национальная Академия Гитары):